Воскресенье, 19.05.2024, 03:35
Сайт о воспитании

Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои файлы

Презентация тема самообразования «Взаимоуважительность, благожелательность, терпимость по отношению друг к другу – толерантность»
[ Скачать с сервера (6.62 Mb) ] 23.12.2013, 15:52

Над данной темой я работаю второй год. Воспитанию толерантности, наряду с патриотизмом и гражданственностью, необходимо сегодня уделять особое внимание, как это было отмечено на уровне государства в обращении президента России в начале 2009-2010 учебного года.

Выбор темы самообразования не является случайным. Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должны уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения? Почему в последнее время это слово стало так часто произноситься? Кто должен воспитывать толерантную личность? Так что же означает это непонятное на первый взгляд, красивое слово «толерантность?»

 

Из современного словаря иностранных слов: «toleratia» (лат.) переводится как терпимость, уступчивость, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему – либо, способность переносить неблагоприятные воздействия.

Вот как переводится это слово с разных языков:

1.    С английского языка – готовность и способность без протеста воспринимать личности или вещь.

2.    С французского языка – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.

3.    С китайского языка – проявление великодушия в отношении  других.

4.    С арабского языка – прощение, снисхождение,  мягкость, сострадание, благосклонность, терпение,  расположенность к другим.

5.    С персидского языка – терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.

 С 16 ноября 1995 года этот день отмечается как  Международный день толерантности.

2003 год был объявлен Годом толерантности.

В Краснодарском крае губернатор Ткачев ввел новый учебный курс – «толерантность».

Толерантное отношение представляет собой активно - положительное отношение к другим людям, включающее, наряду с принятием индивидуальных различий, эмпатию (сопереживание), уважение, стремление оказать помощь и поддержку.

 

Актуальность выбранной темы определила диагностика поведения межличностных 

отношений, индивидуальные особенности личности каждого воспитанника в группе.

Был выявлен ряд проявлений интолерантных отношений:

·                      неуважительное отношение как к сверстникам, так и к взрослым;

·                      оскорбление;

·                      нетерпимость к мнению других, которое

                       отличается от их собственного;  

·                      замечать недостатки других и громко говорить о них;

·                      эпизоды коллективной травли тех, кто не похож на них.

Особенно эта тема была востребована, когда к нам в интернат поступили воспитанники другой нации и вероисповедания. Наши воспитанники проявили себя с лучшей стороны, проявив все черты толерантного человека: веротерпимость, понимание, чуткость и т.д., а точнее -   вместе с воспитателем учащиеся искали по компасу место для молитвы ( мальчики были верующими), соблюдали тишину при чтении ими намаза, обходили специальный напольный коврик для молитвы, знали, что такое Рамадан и прочее.

Данная тема актуальна каждый год, она актуальна и сейчас, когда к нам приходят  новые воспитанники, непохожие на всех остальных, без каких-либо навыков, даже самых элементарных. И мы все вместе терпеливо учим их культурно-гигиеническим навыкам, социализации в коллективе, правилам поведения в спальных комнатах, в комнате самоподготовки и многому другому.

   

Для себя сделала вывод, что оптимальными условиями для толерантных отношений являются:

 

·                    гуманизация отношений между субъектами, проявляющаяся в готовности

                     к диалогу, сотрудничеству;   

·                    учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

·                    повышение коммуникативной культуры воспитанников.

 

 Свою работу я строю на следующих жизненных принципах:

 

·                    включение в деятельность всех воспитанников;

·                    уважительное отношение к каждой личности, соблюдение справедливости

                     по отношению к окружающим;

·                    единство воспитания толерантности и реального жизненного опыта;

·                    диалогичность и сотрудничество;

·                    учет индивидуальных,  возрастных особенностей;

·                    опора на положительные качества личности,

                     умение прощать, ставить себя на место другого, не поступать по       настроению, быть терпеливым и выдержанным. А самое главное — помнить, что дороже всех ценностей — здоровье и жизнь.

Для развития толерантной личности я использую следующие методы воспитания:

1.    метод косвенного действия;

2.    метод убеждения, поощрения, доверия;

3.    метод воспитания примером;

4.    метод компромисса;

5.    метод самовоспитания.

Воспитанию толерантности способствуют проведенные в прошлом году и в начале этого учебного года беседы, дискуссии: «Неравнодушие — принцип жизни», «Человек среди людей», «Толерантны ли вы?», «Холокост — страницы истории», Януш Корчак «Воспитание любовью», «Мы разные, но мы равные и мы вместе» и открытое мероприятие, посвященное теме: «Письма, опаленные войной».

В прошлом учебном году я и воспитатели методобъединения провели ряд бесед на тему: «Толерантность».

Воспитанникам интерната очень понравилась игра «Давайте говорить друг другу комплименты» и «Мои достоинства». Вот здесь, не скупясь, мальчики говорили друг другу нескупые мужские комплименты: Влад всегда помогает с уроками, особенно с математикой, Рома – чемпион, у него больше всего грамот по дзюдо, Боря – самый модный, Витя и Саша – молодцы, они допоздна сидят в самоподготовке за уроками, а Ваня у нас самый справедливый и т.д. И вот очередь дошла до Сережи, и воцарилась тишина. Казалось бы, какое достоинство можно подчеркнуть у ребенка, к которому отношение в коллективе пока не складывается как хотелось бы. Но, подумав, один из ребят сказал: «А Сереже всегда делится тем, что приносит из дома, он добрый».

В конце прошлого учебного года я проводила тестирование на тему: «Толерантны ли вы?», и, конечно, ответы были положительными. Но, к сожалению, не всегда получается в коллективе все так гладко. Над этим ведется работа. После подведения итогов тестирования  воспитанники старших классов спросили: «А чем веротерпимость  отличается от толерантности?», «Это одно и то же, или это разные понятия?». Вот тут я поняла, что данная тема их затронула, и они ее поняли. Я, проштудировав просторы Интернета, привела такой пример:

Терпимость – это когда вы терпимо относитесь к тому, что православная церковь и мечеть находятся в одном квартале.

А толерантность – это когда христианин и буддист помогают мусульманину строить мечеть.

Данная тема самообразования необъятна, многогранна и востребованна. Я буду и дальше работать над ней, и в заключение хотелось бы отметить:

Все мы разные – в этом наше богатство.

Все мы равные – в этом наша сила.

Категория: Мои файлы | Добавил: Tamara
Просмотров: 1954 | Загрузок: 93 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [2]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Полезные ресурсы
    Методсовет