Воскресенье, 19.05.2024, 00:38
Сайт о воспитании

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Беседа на тему: «Развитие книжной культуры»

Беседа на тему: «Развитие книжной культуры»

Люди перестают мыслить,

Когда перестают читать.

 

Цивилизация приносит нам не только комфорт, но и продвинутую систематизированную базу знаний. Благодаря ее наличию нам не приходится из поколения в поколение познавать основы бытия заново. Чтобы овладеть всеми этими знаниями и продвинуться дальше, человек с раннего детства учится читать и писать. Слушая других, запомнить можно очень немногое. Однако когда человек сам познает глубины науки, когда он размышляет и делает выводы, только тогда он становится homo legens - человеком читающим. Изобретение словесности и письменности – одно из главнейших достижений человечества.

Важное значение культуры чтения осознается мировым сообществом до сих пор: в 2003 году ООН объявила начало десятилетия грамотности. Однако в современной России ведутся разговоры о снижении интереса к чтению. Считается, что падает общий уровень детской грамотности. Некоторые склонны винить в этом компьютерные игры и Интернет, однако, дело не в них. Проблема в  потере самого интереса к чтению и интеллектуальному труду.  

 

Цели беседы:

- расширить детский кругозор;

- сформировать положительное отношение к любознательности и эрудиции;

- определить позицию уважения к литературе и знаниям;

- побуждать детей к чтению, самообразованию, интеллектуальному развитию.

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: час беседы.

ФОРМЫ РАБОТЫ: обсуждение существующих проблем, беседа, игра в форме викторины.

Подготовительная работа:

- заполнение детьми анкеты «10 самых любимых книг» с целью определения круга чтения;

- анализ результатов, выявление самого читающего круга детей;

- задание для детей - подготовить презентацию на тему «Моя любимая книга». Их цель: заинтересовать своей книгой одноклассников.

ОФОРМЛЕНИЕ: выставка книг из домашних библиотек.

 

ПЛАН УРОКА ЧТЕНИЯ

1.      Вступительное слово: «Самая лучшая система информации».

2.      Проблемный вопрос: «Станет ли книга пережитком прошлого?»

3.      Книжная викторина.

4.      Интерактивная беседа по теме «Круг чтения».

5.      Рассказы детей по теме: «Мои любимые книги».

6.      Заключительное слово «Самая читающая страна».

7.      Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

 

1.      Вступительное слово: «Самая лучшая система информации».

Все вы живете в век информации и технологий. С детства, как только вы начинаете познавать окружающий мир, вы погружаетесь в океан. Потоки информации из самых различных сфер жизни окружают вас техника, культура, наука, строительство, политика, бизнес, сельское хозяйство. Информацию необходимо найти, сохранить, защитить, иногда скопировать, а также защитить или уничтожить. Для всего этого требуется универсальная форма или система, имеющая материальное выражение. В поиске этого решения регулярно проводятся конференции специалистов IT-сферы. На одном из таких собраний выступил знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов. Он объявил, что уже нашел самую лучшую систему информации. Он описал ее следующим образом:

Она доступна, пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;

Она портативна, для ее использования не нужны никакие другие устройства;

Она надежна, хранящаяся в ней информация будет там всегда и не исчезнет из-за поломки.

Окружающие не могли понять, о чем он говорит? Писатель выдержал эффектную паузу и произнес: «Надеюсь, вы понимаете, что речь идет о…» Как, по-вашему мнению, закончил фразу Айзек Азимов?

Книга! Конечно же, он имел в виду обычную книгу. На сегодня момент это самый доступный, простой и надежный источник информации.

 

2.      Проблемный вопрос: «Станет ли книга пережитком прошлого?»

Книга – также является древним памятником письменности возрастом около 2,5 тыс. лет. Когда появились новые источники информации – телевидение,  радио и кино – люди стали меньше внимания уделять книгам. Последним ударом по их популярности стало развитие всемирной паутины – сети Интернет. Кажется, вскоре она отомрет, как ненужный пережиток прошлого, однако думаете ли вы сами, что вскоре книг исчезнут насовсем? Да или нет и почему?

 

3.      Книжная викторина.

С детства мы знакомимся с книгами, для одних они становятся близкими друзьями, для других остаются далеким незнакомцем, с которым так  не довелось свести более близкого знакомства.

 

Вас ждет небольшая викторина для того, чтобы вы сами могли определить, насколько хорошо вы знакомы с книгами.

Я прочитаю вам загадки, на которые вы должны будете дать правильные ответы. Если у вас возникнут трудности, я буду вам подсказывать. Итак…

1.                  Так называется заглавие книги, а также страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. (Титульный лист)

2.                  Точное воспроизведение книги, которая была издана много лет назад. (Факсимиле)

3.                  Количество экземпляров книги, выпущенное издательством. (Тираж)

4.                  Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей. (Форзац)

5.                  Материал, который изобрел для письменности китаец. Без него пришлось бы печатать книги на пергаменте или папирусе. (Бумага)

6.                  Край книжного блока, место, где скреплены все элементы книги: листы, марля и др. (Корешок)

7.                  Человек, чья работа заключается в исправлении ошибок в будущих книгах. (Корректор)

8.                  Бумажная дополнительная обертка поверх переплета, которая украшает книгу и защищает ее от загрязнения. (Суперобложка)

9.                  Как называется деревянная или картонная коробка, в которую помещается специальное или ценное издание? (Футляр)

10.              Продавец редких, коллекционных и просто старых книг. (Букинист)

11.               Одной из первых славянских рукописных книг было «Остромисово Евангелие». В каком веке оно появилось? (XI)

12.              Как звали создателя первой печатной книги в XV в. в Европе? (Иоганн Гутенберг)

13.              В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу России. Как она называлась? (Апостол)

14.              Первые печатные книги были дорогими и малотиражными – 2-5 тыс. экземпляров. Однажды в 1814 г. за один день продали 10 тыс. экземпляров поэмы Байрона «Корсар», что стало удивительным фактом в истории книгопечатания. Каково сейчас название для тех книг, которые раскупаются быстро и в большом количестве? (Бестселлер)

 

4.      Интерактивная беседа по теме «Круг чтения».

Обратимся к вводным словам нашей беседы. Этот эпиграф, пожалуй, касается каждого читающего человека, в том числе и вас. Если человек регулярно читает, этот факт уже характеризует его как образованного  стремящегося к развитию, однако у всех свои предпочтения в литературе. Один любит фантастику, другой – детективы, третий – исторические книги, четвертый – книги об охоте и рыбалке. Кроме того, есть приверженцы поэзии, классических романов, психологической литературы, книг по саморазвитию. У каждого из вас наверняка есть стойкий интерес в литературе. Какой же? Среди высказываний писателя Оскара Уайльда есть следующее:  показателем культуры являются как раз те книги, которые мы не читаем. Что вы можете сказать об этих словах?

 

5.      Рассказы детей по теме «Мои любимые книги»

О том произведении, которое сильно повлияло на человека, повернуло его жизнь в другое русло, говорят: «Книга перевернула его жизнь».  В автобиографиях знаменитых людей вы часто встретите такие случаи. Одним из таких людей стал советский физик Лев Ландау. В детстве он имел хилое телосложение и не обладал физической силой, однако он читал много книг. Из-за всего этого он порой был жертвой насмешек других детей. К тринадцати годам эта масса стала критической и ему начали приходить в голову мысли о суициде, однако в этот момент он начал читать роман Стендаля «Красное и черное». Это серьезное произведение, не рассчитанное на 13-летних подростков, однако именно оно вернуло его жизнь в необходимое русло. Он понял, что человек - сам зодчий своей судьбы. Возможно, это было первое большое открытие в карьере будущего ученого.

С этого момента он всегда и везде занимался внутренним воспитанием собственной личности. Это вошло в привычку, которая осталась с ним на всю жизнь. Его друзья говорили об уже взрослом физике, что он всегда держал себя в руках и при этом сам построил свое счастье.

Можете ли вы назвать такую книгу, после прочтения, которой вам хотелось измениться или что-то сделать?

 

6.      Заключительное слово «Самая читающая страна».

Не так давно американскими учеными был проведен ряд исследований, нацеленный на поиск самой читающей страны. На первое место в их рейтинге попали индийцы, чей рекорд чтения составляет 10 часов в неделю. Это можно объяснить глубокой религиозностью и приверженностью традициям. От мала до велика эти люди читают множество священных текстов. Следующими оказались таиландцы, затем китайцы, жители Филиппинских островов, египтяне и, единственные представители Европы – чехи. Седьмыми идут россияне. В нашей стране на чтение в среднем тратится по 7 часов еженедельно. К слову, ученые составили также рейтинг стран, смотрящих телепередачи, и в нем снова лидируют Таиланд и Филиппины. Россия занимает в этом рейтинге 15-е место.

Эти факты показывают, что телевидение не помеха литературе, а значит и Интернет, и компьютерные игры. Удовольствие от чтения книг качественно отличается от других занятий, поэтому их невозможно сравнивать. Необходимо находить в своей жизни время и место для каждого рода деятельности.

 

Завершение беседы «Развитие книжной культуры»

Категория: Мои статьи | Добавил: Tamara (17.01.2014)
Просмотров: 544 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [3]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Полезные ресурсы
    Методсовет