Над данной темой я работаю второй год. Воспитанию толерантности, наряду
с патриотизмом и гражданственностью, необходимо сегодня уделять особое
внимание, как это было отмечено на уровне государства в обращении президента
России в начале 2009-2010 учебного года.
Выбор темы самообразования не является случайным. Люди все больше
приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должны
уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые
решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.
Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу? Чего
можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального
поведения? Почему в последнее время это слово стало так часто произноситься?
Кто должен воспитывать толерантную личность? Так что же означает это непонятное
на первый взгляд, красивое слово «толерантность?»
Из современного словаря иностранных слов: «toleratia» (лат.)
переводится как терпимость, уступчивость, устойчивость, выносливость,
снисходительность к чему – либо, способность переносить неблагоприятные
воздействия.
Вот как переводится это слово с разных языков:
1.
С английского языка – готовность и способность без протеста
воспринимать личности или вещь.
2.
С французского языка – уважение свободы другого, его образа
мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.
3.
С китайского языка – проявление великодушия в
отношении других.
4.
С арабского языка – прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность,
терпение, расположенность к другим.
5.
С персидского языка – терпение, терпимость, выносливость,
готовность к примирению.
С 16 ноября 1995
года этот день отмечается как Международный
день толерантности.
2003 год был объявлен Годом толерантности.
В Краснодарском крае губернатор Ткачев ввел новый учебный
курс – «толерантность».
Толерантное отношение представляет собой активно -
положительное отношение к другим людям, включающее, наряду с принятием
индивидуальных различий, эмпатию (сопереживание), уважение, стремление оказать
помощь и поддержку.
Актуальность выбранной темы определила диагностика поведения межличностных
отношений, индивидуальные особенности личности каждого воспитанника в группе.
Был выявлен ряд проявлений интолерантных отношений:
· неуважительное отношение как к сверстникам, так и к взрослым;
· оскорбление;
· нетерпимость к мнению других, которое
отличается от их собственного;
· замечать недостатки других и громко говорить о них;
· эпизоды коллективной травли тех, кто не похож на них.
Особенно эта тема была востребована, когда к нам в интернат
поступили воспитанники другой нации и вероисповедания. Наши воспитанники
проявили себя с лучшей стороны, проявив все черты толерантного человека:
веротерпимость, понимание, чуткость и т.д., а точнее - вместе с воспитателем учащиеся искали по
компасу место для молитвы ( мальчики были верующими), соблюдали тишину при
чтении ими намаза, обходили специальный напольный коврик для молитвы, знали,
что такое Рамадан и прочее.
Данная тема актуальна каждый год, она актуальна и сейчас,
когда к нам приходят новые воспитанники,
непохожие на всех остальных, без каких-либо навыков, даже самых элементарных. И
мы все вместе терпеливо учим их культурно-гигиеническим навыкам, социализации в
коллективе, правилам поведения в спальных комнатах, в комнате самоподготовки и
многому другому.
Для себя сделала вывод, что оптимальными условиями
для толерантных отношений являются:
· гуманизация отношений между субъектами,
проявляющаяся в готовности
к диалогу, сотрудничеству;
· учет возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников;
· повышение коммуникативной культуры
воспитанников.
Свою работу я
строю на следующих жизненных принципах:
· включение в деятельность всех
воспитанников;
· уважительное отношение к каждой личности,
соблюдение справедливости
по отношению к окружающим;
· единство воспитания толерантности и
реального жизненного опыта;
· диалогичность и сотрудничество;
· учет индивидуальных, возрастных особенностей;
· опора на положительные качества личности,
умение
прощать, ставить себя на место другого, не поступать по настроению, быть терпеливым и
выдержанным. А самое главное — помнить, что дороже всех ценностей — здоровье и
жизнь.
Для развития толерантной личности я использую следующие
методы воспитания:
1. метод косвенного
действия;
2. метод убеждения,
поощрения, доверия;
3. метод воспитания
примером;
4. метод
компромисса;
5. метод
самовоспитания.
Воспитанию толерантности способствуют проведенные в прошлом
году и в начале этого учебного года беседы, дискуссии: «Неравнодушие — принцип
жизни», «Человек среди людей», «Толерантны ли вы?», «Холокост — страницы
истории», Януш Корчак «Воспитание любовью», «Мы разные, но мы равные и мы
вместе» и открытое мероприятие, посвященное теме: «Письма, опаленные войной».
В прошлом учебном году я и воспитатели методобъединения провели
ряд бесед на тему: «Толерантность».
Воспитанникам интерната очень понравилась игра «Давайте
говорить друг другу комплименты» и «Мои достоинства». Вот здесь, не скупясь,
мальчики говорили друг другу нескупые мужские комплименты: Влад всегда помогает
с уроками, особенно с математикой, Рома – чемпион, у него больше всего грамот
по дзюдо, Боря – самый модный, Витя и Саша – молодцы, они допоздна сидят в
самоподготовке за уроками, а Ваня у нас самый справедливый и т.д. И вот очередь
дошла до Сережи, и воцарилась тишина. Казалось бы, какое достоинство можно
подчеркнуть у ребенка, к которому отношение в коллективе пока не складывается
как хотелось бы. Но, подумав, один из ребят сказал: «А Сереже всегда делится
тем, что приносит из дома, он добрый».
В конце прошлого учебного года я проводила тестирование на
тему: «Толерантны ли вы?», и, конечно, ответы были положительными. Но, к
сожалению, не всегда получается в коллективе все так гладко. Над этим ведется
работа. После подведения итогов тестирования воспитанники старших классов спросили: «А чем
веротерпимость отличается от
толерантности?», «Это одно и то же, или это разные понятия?». Вот тут я поняла,
что данная тема их затронула, и они ее поняли. Я, проштудировав просторы
Интернета, привела такой пример:
Терпимость – это когда вы терпимо относитесь к тому, что
православная церковь и мечеть находятся в одном квартале.
А толерантность – это когда христианин и буддист помогают
мусульманину строить мечеть.
Данная тема самообразования необъятна, многогранна и
востребованна. Я буду и дальше работать над ней, и в заключение хотелось бы
отметить:
Все мы разные – в этом наше богатство.
Все мы равные – в этом наша сила.
|