«Получить хорошее
образование можно не только в своей семье или в школе, но и у самого себя»
1.
Ответить
на вопрос: как взаимосвязаны культура и воспитанность?
2.
Сделать
вывод о необходимости морали и воспитанности.
3.
Понять
и осознать себя в окружающем мире.
4.
В
развитии личности ребенка оценить значение духовной культуры.
В жизни надо иметь служение – Служение какому-либо
делу. Пусть это дело будет маленьким. Оно станет большим. Если будешь ему
верен.
Д.С. Лихачев
В беседе о культуре чтения мы обсуждали существование
угрозы исчезновения интереса к чтению. К слову, чтение не исчезнет, пока
человек будет стремиться к саморазвитию и интеллектуальному труду. XXI век – это не просто век информации. Она стала
вседоступна и порой навязчива. Компьютерные технологии не смогу заменить
привычку читать книги, но вместе с прогрессом меняется и круг чтения. Старые
книги никуда не исчезли, но появляются новые, и тут возникает важный вопрос:
«Что же почитать?». Книг на полках магазинов и библиотек – огромное количество,
а времени у нас на чтение не очень много.
Литература должна помогать развиваться, напоминать о
тех хороших сторонах, которые быть может забыты. Сегодня мы остановимся на
книге Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Уже одно ее название
подсказывает, что если мы ищем книгу-путеводитель, стоит обратить на нее
внимание. Для начала прочитаем из нее десять заповедей человечности.
1. Не убивай и
не начинай войны.
2. Не помысли
народ свой врагом других народов.
3. Не укради и
не присваивай труда брата своего.
4. Ищи в науке
только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай
мысли и чувства братьев своих.
6. Чти
родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
7. Чти природу
как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд
и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
9. Пусть живет
все живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть все
будет свободным, ибо все рождается свободным.
Как вам кажется, на что они похожи? Есть ли отличия?
Насколько применимы, на ваш взгляд, эти заповеди в обычной жизни?
Теперь попробуем проанализировать этот материал и
сделать выводы, применимые к детям.
·
Нельзя посягать
на право, данное человеку от рождения – право жить.
·
Дети должны
чувствовать психологическую и физическую безопасность.
·
Необходимо
развивать ребенка, воспитывать в нем человечность.
·
Стоит научить
ребенка выражать своими эмоции и чувства доступным образом.
·
Дети социализируются
в общении друг с другом, не стоит лишать их этой возможности.
·
Ребенок может
совершать ошибки, у него есть и такое право.
·
Никогда не оскорбляйте
детей.
·
Воспитывая
ребенка, обращайтесь к своему внутреннему ребенку, так вы достигнете взаимопонимания.
Все мы живем по некоторым жизненным принципам. Они
формируются в начале жизни и с течением времени немного видоизменяются, но жить
без них, как идти по земле без ориентира. Рассмотрим основные жизненные
принципы каждого человека.
1. Никто не знает всего на свете, в том числе, я. Я
открыт для детей и хочу, чтобы он любили меня.
2. Ребенок во мне жив так же, как и Взрослый. Я не
отвернусь от обоих.
3. Я буду ценить общение с детьми, и сопереживать им,
только так мы сможем увидеть друг друга такими, какие мы есть.
4. Я могу ошибаться так же, как и дети, это объединяет
нас и не должно быть поводом для злости или обиды.
5. Единственный, кто проживет мою жизнь – это я сам,
поэтому ребенком я не буду управлять. Он
сам проживет свою жизнь.
6. Все, что мне нужно для воли к жизни – уже во мне,
понимание этого я буду воспитывать и в
ребенке.
Что значит быть воспитанным с точки зрения русского
писателя и философа Лихачева? В
рассматриваемой книге, то доброе и прекрасное, о котором хочет нам поведать
автор, - это культура и человек в ней. Академик считает, что главная цель в
жизни – это увеличение количества добра в мире. Это правильная позиция, ведь
если не мы, тогда кто? Мы живем в мире,
которому необходим такой источник радости и добра, как обычный человек. Лихачев
видит этим источником каждого из нас.
В эпиграф беседы вынесены строчки из письма о
воспитанности. Прочитаем их еще раз. Мысль состоит в том, что человек сам
должен воспитывать себя. Детей учат тому, что воспитанность – это их качество
по отношению к окружающим, но здесь мы видим противоположную направленность.
Выходит, что даже, если человек на людях открывает
перед женщинами дверь, не ест с ножа и моет руки перед едой, но дома хамит
семье и соседям и ведет себя агрессивно, он не воспитан. Наша задача – работа
над собой, только так можно научить детей быть воспитанными.
Хорошее воспитание многое значит для окружающих людей.
Порой, о человеке говорят много хорошего: он приятен в общении, имеет манеры и
чтит традиции. Значит ли это, что он по-настоящему воспитан? Нет, так мы этого
не узнаем. Репутация, которую создает человек в обществе, ничего не говорит о
том, какой этот человек в узком кругу. Посмотрим с другой стороны. Если о трудности в общении с человеком ходят
слухи, если мало найдется людей, которые назовут его хорошим другом и
товарищем, это говорит о его невоспитанности? А может быть о невоспитанности
тех, кто его обсуждает? Не всем людям свойственно живое общение в обществе, не
каждый легко находит общий язык с другими людьми. Воспитанность – это внимание
к другим, но не путайте ее с легкостью характера.
Рассмотрим, что автор говорит о чтении: «Каждый
человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его
обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной
(но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития –
чтение». Безусловно, он прав. Накопленный багаж знаний и опыта человечества не
должен простаивать без дела. Прочесть, сделать выводы и внести что-то свое в
мировую сокровищницу знаний – вот к чему мы должны стремиться, чему мы должны
научить будущее поколение.
Лихачев рекомендовал составлять для себя программы
чтения, прося совета у знающих людей. Объять все знания действительно
невозможно. Стоит выбрать для себя одну область изучения и углубиться.
Достигнув желаемого эффекта, можно приступать к следующей области.
Воспитанных людей в общей массе любят, почему?
Невоспитанных людей порой тоже любят, но в основной массе все-таки нет. Почему
так?
Как по вашему, какие из этих качеств относятся к
воспитанному человеку, а какие можно просто отнести к общечеловеческим
добродетелям? Толерантность, пунктуальность, совестливость, сопереживание,
скромность, галантность, вежливость, трудолюбие, самодисциплина, порядочность, честность, целеустремленность,
духовность.
Теперь рассмотрите следующие качества, какими из них
вы наградите невоспитанного человека, а какие отнесете к порокам? Зависть,
лень, жадность, гордыня, болтливость, невнимательность, назойливость,
злорадство, коварство, ханжество, лицемерие, ехидство.
Основываясь на вышесказанном, сделаем вывод:
воспитанность и невоспитанность идут рука об руку с пониманием и принятием в обществе.
Воспитание человека, несомненно, скажется на его репутации, однако это не
идентичные понятия.
О том, как вести себя в обществе, как располагать
людей к себе, написано множество литературы, и она пользуется спросом. Всем хочется
знать, как вести себя с начальством и с подчиненными, как и что дарить малознакомым
людям на значимые события, как здороваться и прощаться с людьми разной степени
близости и т.д.
Мы повсюду ищем эту информацию, анализируем, что-то
отфильтровываем, что-то откладываем в памяти, что-то отвергаем с негодованием.
Настолько ли важно быть воспитанным и иметь хорошие манеры? Порой люди теряют
терпение от того, что им кажется, будто все вокруг только и делают что поучают:
как правильно зайти в помещение, кому уступить место в транспорте… Воспитателей много. И не потому,
что каждый считает себя умнее других. Человек способен учиться не только на
уровне рефлексов, он делает это всю жизнь, чтобы в конце создать что-то свое (нагляднее
всего книга или учебный курс) и передать будущим поколениям. Вот почему с
терпением пониманием нужно относиться к
окружающим воспитателям.
В «Письмах о добром и прекрасном» Лихачев постоянно
говорит об интеллигентности и воспитанности, которым нужно учиться у самого
себя. Из его слов можно сделать вывод, что воспитанный человек – всегда
интеллигентный и наоборот.
Интеллигентность – это внутренняя воля. Человек,
обладающий этим качеством всегда критичен в своем отношении и умеренно
требователен в отношении окружающих.
Все мы стараемся произвести благоприятное впечатление
на других людей. Можно ли в таком случае лишь сыграть интеллигентность? Пожалуй,
да, если нет необходимости играть эту роль постоянно. С другой стороны, желая
показаться таким, человек уже делает шаг в сторону приобретения этого качества.
Многие взрослые состоявшиеся люди недооценивают важность игры в развитии
личности. Дети в этом отношении понятливее и более восприимчивы. Игра тренирует
характер, позволяет примерить на себя, без последствий, качества, не присущие
человеку в обычной жизни. Таким образом, регулярная игра в воспитанность может
привить индивидууму привычки интеллигентного человека.
Легко быть воспитанным тому, кто находится в гармонии
с собой и окружающим миром людей. Такой человек любит себя, морально здоров, он
готов на диалог, ценит тот опыт, который дает ему общение. Он развивается и
учится.
Тому же, кто находится не в ладу с самим собой, а
также в состоянии конфронтации с окружающими и отвергает этикет, непросто быть
воспитанным. Воспитанность начинается с работы над собой.
|